Те, кто профессионально занимается фотографией прекрасно знают, что зачастую для создания хорошей фотографии одной накамерной вспышки недостаточно. Для создания правильного освещения в студиях или на различных мероприятиях постоянно используются внешние вспышки. И здесь перед фотографом встаёт вопрос: Как заставить внешнюю вспышку сработать правильно и в нужный момент? Ведь все они, за крайне редким исключением, оснащены световыми ловушками и срабатывают чуть ли не от зажигалки. Иногда это может быть полезно, но большую часть времени всё-таки сильно мешает.
И вот здесь на помощь приходят синхронизаторы. Они могут быть сделаны в виде синхрошнуров, соединяемых с внешней вспышкой с помощью провода, однако они уходят в прошлое из-за их неудобства.
Сейчас на смену им приходят радиосинхронизаторы, которые через специальный трансмиттер передают сигнал на срабатывание. Они состоят из передатчика, который устанавливается в специальный разъём на камере, называемый «горячий башмак», и передаёт сигнал на срабатывание приёмнику, который ставится на вспышку и этот самый сигнал принимает.
Они гораздо удобнее синхрошнуров хотя бы тем, что людям не приходится спотыкаться о лежащие по всему полу шнуры, а вам волноваться о том, хватит ли кабеля чтобы подключить вон ту далёкую вспышку.
В нашей статье мы объясним, что такое TTL, группы, каналы и зачем вообще они нужны. Расскажем, как выбрать правильный радиосинхронизатор для ваших целей, рассмотрим популярные модели и поможем сделать правильный выбор.
Содержание
Параметры
Новичку с непривычки может быть непросто разобраться в специфических параметрах, характерных для радиосинхронизаторов, но здесь всё не так сложно, как может показаться с первого взгляда.
- TTL – весьма полезная функция, позволяющая внешней вспышке сработать в точности так же, как и вспышка накамерная. Она словно по синхрошнуру передаёт ей параметры мощности и остальную информацию, автоматически настроенную камерой.
Это пригодится, если у вас нет времени вручную выставить специальные настройки для каждой вспышки.
- Каналы – параметр, указывающий по какому каналу будет подаваться радиосигнал на срабатывание.
Это нужно для того, чтобы ваша вспышка срабатывала только по радиосигналу и не «зажигалась» от соседней.
- Группы – параметр, показывающий сколько вспышек можно отдельно настроить.
Он позволяет управлять каждой вашей вспышкой, задавая ей нужные параметры. Также можно объединить несколько вспышек общими настройками.
Синхронизаторы
А теперь перейдём непосредственно к представленным на рынке моделям.
Cactus V4 (~40$)
Начнём наш обзор с недорогой и очень популярной модели — Cactus V4.
Сразу хочется отметить хорошее качество пластика, собрано всё достойно, детали плотно подогнаны друг к другу, ничего не шатается и не скрипит. Для такой цены это вполне неплохо.
Приёмник сделан в виде подставки. У него даже есть специальные ножки на крышке отсека для батареек. Чуть выше этого отсека расположен башмак для установки в стандартную колодку вспышки с отверстием 1/4 дюйма, внутри которого нарезана резьба. Никаких проблем с установкой вспышки в этот разъём не возникает.
Передатчик удобно подключается в горячий башмак на камере и плотно в нём держится.
Переключатели каналов расположены сзади на передатчике. Их всего четыре, и поменять канал в случае чего труда не составит.
Отдельное спасибо стоит сказать производителю за то, что для коммутации в приёмнике и передатчике используется разъём Jack 3.5 mono, которые коннектятся со всеми камерами, провода для него есть в комплекте, да и, в целом, эти провода стоят копейки.
Радиус действия этой модели 30 метров, и по результатам многочисленных тестов проблем со срабатыванием в таком радиусе у него нет. Причём нет разницы, где вы поставите аппаратуру, на улице или в квартире.
Следует учесть только то, что рабочая температура у него от -10 до 45 градусов, поэтому на сильном морозе его лучше не использовать.
Заявленная скорость синхронизации 1/500, однако у большинства пользователей она срабатывает на 1/350, что тоже хорошо, особенно если учесть, что у большинства зеркальных фотоаппаратов минимальная выдержка для синхронизации затвора 1/250.
Ещё при тестах выявилась интересная особенность: некоторые вспышки, в частности, Sigma 500 SU могут сработать дважды за один пуск триггера. Проблема исчезает если выкрутить мощность вспышки на максимум, но при скоростной съёмке на длинной выдержке можно получить двойную экспозицию, что не есть хорошо.
Синхронизатор работает на частоте 433 Mгц, из-за чего на некоторых каналах могут быть помехи при работе близко с другими фотографами, использующими похожие синхронизаторы.
- Надёжное срабатывание на заявленной дистанции;
- Прочность и качество изготовления;
- Удобный разъём для синхронизации;
- Низкая цена.
- Небольшие недостатки в эргономике: индикатор включения на приёмнике слишком утоплен в корпус, из-за чего можно сразу не увидеть, включён он или нет;
- Крышка отсека для батареек у приёмника плохо закреплена;
- Держатель для батареек на передатчике выполнен ненадёжно. Возможно потребуется поджать отвёрткой плюсовой контакт.
Вывод:
Эта модель неспроста пользуется такой популярностью у начинающих фотографов. За относительно небольшую цену здесь отличные характеристики, которые не всегда можно найти и у более дорогих моделей. Естественно ни о каком TTL и прочей более сложной автоматике здесь говорить не приходится, но свои функции как синхронизатора он выполняет на отлично.
Он прекрасно подойдёт для фотографов, занимающихся стробизмом и для студийной съёмки. Вероятно, это одно из лучших сочетаний цены и качества на рынке.
Yongnuo 602RX (~1500-2500 рублей)
Ещё один синхронизатор из бюджетного сегмента в нашем списке. На сей раз — от фирмы Yongnuo. Совсем простенькая модель, которая тем не менее не раз доказала свою надёжность, работая в совершенно разных условиях. Функционал невелик, но от синхронизатора в принципе много не требуется.
Кнопка включения расположена и на передатчике, и на приёмнике. Также на приёмнике есть несколько переключателей положений каналов, если на каких-то из них будут помехи.
На передатчике есть кнопка test, с помощью которой можно проверить работает ли вообще синхронизатор или же вывести вспышку из спящего режима.
Если вам нужно несколько синхронизаторов для работы с несколькими внешними вспышками, можно просто докупить несколько дополнительных приёмников.
Заявленная производителем дальность действия – до 100 метров. И они действительно отлично работают на этой дистанции.
К тому же синхронизатор можно использовать, как пульт управления камерой. Провод от приёмника можно подключить в специальный разъём на камере и делать снимки, используя передатчик, как ПДУ.
Батарея в передатчике очень живучая. Её хватает примерно на год активного пользования. В приёмнике используются обычные пальчиковые батарейки. Их хватит на пару месяцев активного пользования, но если пользоваться своим оборудованием ежедневно по несколько часов, их придётся менять ещё чаще.
- Добротная и надёжная конструкция, устойчивая к разным климатическим условиям. Снимать можно и в дождь, и в снег. Места с повышенной влажностью, наподобие пещер тоже не доставят проблем;
- Хорошая заявленная дальность действия. Приборчик действительно работает на 100 метров, как и заявлено производителем;
- Реализован режим пульта управления камерой, позволяющий активировать камеру на расстоянии;
- Низкая цена.
- Хлипкие крышки для лотка с батарейками. Что на приёмнике, что на передатчике крышки болтаются и норовят слететь уже после первой замены батареек;
- Редкая и дорогая батарейка для передатчика. Для передатчика ввиду его нестандартной формы нужна особая батарейка, которую достаточно проблематично найти. Да и стоит она 300 рублей.
Вывод:
Эта модель будет хорошим приобретением, если вам нужен надёжный синхронизатор, который будет честно выполнять свои функции управления вспышкой. Эта простенькая модель стоит каждой потраченной на неё копейки и будет долго служить вам верой и правдой, а болтающиеся крышки можно просто заклеить скотчем.
YOUNGNUO 622с (100-110$)
Если вам нужно нечто большее, чем просто зажигатель вспышек, то у фирмы Yongnuo есть что вам предложить.
Если вы уже долгое время занимаетесь фотографией и подумываете называться профессиональным фотографом, то вы, вероятно сталкивались с проблемой невозможности настройки силы импульса вспышки. Поэтому часто приходилось бегать к стойкам с закреплёнными на них софтбоксом или зонтиком, так как зачастую именно во время фотосессий часто приходится менять настройки вспышек. А если стоек больше одной, то эти забеги начинают сильно напрягать, особенно если фотосессия долгая
В новой модели Yongnuo можно настраивать параметры вспышки на всех модулях подключив один из них к фотоаппарату. Это стало возможно благодаря тому, что каждый модуль является так называемым «трансивером».
Он одновременно может выполнять функции приёмника и передатчика, поэтому те же самые параметры, что вы выставите в модуле на камере будут использоваться и для вспышек.
Функционал 622с просто огромен, особенно если сравнивать с дешёвыми моделями.
Кроме описанной выше возможности выставлять параметры вручную с фотоаппарата, не подходя к вспышке, можно включить экспокоррекцию вспышки в автоматическом режиме. Ещё одно немаловажное достоинство этого синхронизатора – режим высокоскоростной синхронизации. Он позволяет делать фотографии на максимально коротких выдержках до 1/8000(!) секунды.
Кроме того, если у вас в студии много вспышек можно разбить их на группы и настраивать каждую группу отдельно.
Здесь даже есть функция подсветки автофокуса. Она пригодится, если вы снимаете в тёмной комнате или ночью на улице. Чтобы проверить как работает подсветка автофокуса, можно дать тестовый импульс кнопкой test.
Так как передатчик является одновременно и приёмником, то благодаря системе «сквозной башмак» в передатчик можно установить вспышку.
Дальность действия небольшая – всего 50 метров, однако этого хватит для работы в студии или съёмки на улице.
Корпус Yongnuo 622с сделан из глянцевого пластика и быстро царапается.
- Огромный функционал. В этой модели реализован большой набор всяческих приятных функций, значительно упрощающих фотографу жизнь;
- Подсветка автофокуса;
- Более удобный формат батареек. Здесь используются батарейки типа АА. Точно такие же используются для вспышек, поэтому покупать отдельно другие батарейки для синхронизатора не придётся;
- Возможность работать с группами вспышек;
- Хорошо реализована работа с соотношениями групп;
- Цена.
- Глянцевый пластик легко царапается. Хоть пластик и качественный, и это не сильно сказывается на работоспособности самого прибора, он становится потёртым уже достаточно скоро;
- Небольшой радиус действия;
- Невозможно обновить прошивку или подключить внешний источник питания.
Вывод:
Этот приборчик станет замечательным приобретением для любого профессионального фотографа. Стараниями компании Yongnuo можно получить те же функции, что и у дорогущего Poket Wizard за гораздо более низкую цену.
PIXEL King Wireless TTL Flash Trigger Set (~90$)
Очередная модель из среднего класса, дающая фотографу почти такие же возможность, что и предыдущая. На них мы подробно и остановимся. Начать стоит с внешнего вида.
PIXEL King со всем остальным своим добром в виде кабелей для студийных вспышек, USB – провода, подставки, разнообразных ремешков и мануала, упакован в элегантный чехол с креплением на поясе.
Сам гаджет сделан из матового пластика, не царапается и выглядит внушительнее прибора от Yongnuo. Видно, что здесь над дизайном поработали лучше.
PIXEL King не трансивер, его модули представляют собой приёмник и передатчик. Что тем не менее не мешает ему реализовывать почти все те же функции, что использовались в Yongnuo 622с.
Исключение составляет разве что режим стробоскопа, который даже не устанавливается в настройках передатчика.
Подсветка автофокуса здесь также присутствует, но работает несколько иначе. Она похожа на пятно от карманного фонарика. В отличие от Yongnuo 622с, подсветка которого выглядит, как несколько чёрточек, размещённых в разных плоскостях.
Зато это компенсируется огромным радиусом действия в 150 метров, несмотря на заявленные 100. Это открывает необъятные горизонты для съёмки. Теперь можно снимать даже дальнобойным телеобъективом или разместить вспышку вне прямой видимости.
Для девайсов от PIXEL King есть возможность перепрошивки. Она осуществляется через Usb-кабель, идущий в комплекте. В этот же разъём можно подключить внешний источник питания.
- Сборка и дизайн. Синхронизаторы от PIXEL King выглядят красиво и внушительно, что выгодно отличает их от конкурентов;
- Дальность действия. Дальность в 150 метров позволяет вести любой вид съёмки, который хоть как-то зависит от расстояния;
- Возможность перепрошивки или подключения внешнего источника питания;
- Хорошая комплектация;
- Доступная цена.
- Не настраивается режим стробоскопа;
- Нет возможности настроить соотношения групп.
Вывод:
Отдать предпочтение PIXEL King стоит, если вам важна дальность при съёмке. А в остальном он очень похож на Yongnuo 622с, поэтому если вам не важны настройки стробоскопа, то большой разницы между этими моделями нет. Ну и ещё одним плюсиком в пользу PIXEL King является наличие USB – разъёма.
PocketWizard
Ну и напоследок мы рассмотрим самый профессиональный из профессиональных синхронизаторов – PocketWizard.
Начнём с того, что в отличие от остальных девайсов, рассмотренных выше, PocketWizard – настоящая система, состоящая из нескольких модулей, каждый из которых выполняет свою функцию.
Модули
Для примера мы рассмотрим 3 вида модулей:
- PocketWizard FlexTT5 – трансиверы могут быть как передатчиками, так и приёмниками, соответственно могут устанавливаться на камеру или подключаться ко вспышке. В нашем примере они будут выполнять роль приёмников и стоять на вспышках;
- MiniTT1 – передатчик. Можно использовать FlexTT5 в роли передатчика, но MiniTT1 удобнее, весит не так много и более компактный, хоть и выполняет всего лишь роль триггера для вспышек;
- AC3 – система управления. О ней мы расскажем ниже.
Технические характеристики
Характеристики PoketWizard поистине впечатляют:
- Заявленный радиус действия – 240 метров;
- Для передачи сигнала выделены целых 35 каналов;
- Возможность синхронизации вспышек даже на выдержке в 1/8000 секунды;
- PoketWizard автоматически синхронизируется по второй(задней) шторке механизма затвора, настройки при этом определяются через интерфейс камеры;
- Модули PW могут работать с PLUS II и MultiMAX, правда без поддержки TTL.
Ознакомившись с параметрами, не лишним будет почитать инструкцию. Ведь в PocketWizard очень важна правильная последовательность включения/выключения модулей синхронизатора, камеры и вспышек ведь если последовательность перепутать, они просто не включатся.
Ещё, прежде чем подключать аппаратуру, рекомендуется обновить прошивку до последней версии. Это не займёт много времени и в дальнейшем поможет избежать ошибок в работе программного обеспечения синхронизаторов.
О качестве пластика и сборки и говорить не стоит. Всё собрано просто великолепно, модули приятно лежат в руках и работать с ними одно удовольствие.
Но насколько они хороши, можно заметить, только испытав их в деле. Всё работает чисто и без сбоев, чего и следовало ожидать от PoketWizard.
Проблемы могут возникнуть только из-за неправильно подобранных переходников. Поэтому не следует использовать проводники со специальными разъёмами, предназначенными для синхрошнуров, так как из-за этого система может работать некорректно.
Лучший вариант для крепления подобной аппаратуры на стойку – это переходник от Lastolite или «Поискфото».
Отдельное внимание следовало бы обратить на АС3 ZoneController. Эта станция управления надевается сверху на трансивер или передатчик и позволяет индивидуально управлять каждой из 3-х настроенных групп вспышек.
Переключатели, расположенные ближе к пользователю, позволяют переключать вспышки в один из 3-х доступных режимов работы, которые обозначены интуитивно понятными значками.
- Автоматический или TTL (A);
- Ручной (M);
- Выключение (перечёркнутый нолик).
На передней части с помощью специальных переключателей, выполненных в виде маленьких колёсиков выставляется мощность для каждой группы вспышек.
С помощью этого устройства можно за несколько минут настроить всю световую схему для фотосессии, не притрагиваясь лишний раз к вспышкам.
Особенно это оценят те, кому приходится ставить вспышки на высокие стойки и лазить по ним по нескольку раз очень сильно надоедает.
- Непревзойдённое качество сборки и материалов. Все детали просто идеально подогнаны друг к другу, каждый модуль ощущается как единое монолитное изделие;
- Огромный радиус действия. Ни один из рассмотренных нами девайсов для синхронизации не работает на такой дальности;
- Удобная модульная система. В особенности АС3 ZoneController, упрощающий управление вспышками настолько, насколько это вообще возможно;
- Режим TTL. Хоть сейчас он есть и в гораздо более дешёвых моделях, здесь он реализован настолько хорошо, как нигде. На автоматику можно положиться на все 100%. Если вы начинающий фотограф и не знаете как правильно настроить вспышку – положитесь на TTL.
- Невозможность установить что-то сверху на пульт AC3/ Обычно этого и не требуется, но при репортажной фотосъёмке было бы неплохо задействовать ещё и накамерную съёмку;
- Цена. Увы за такое чудо придётся выложить немаленькую сумму. Вся модульная система может обойтись более чем в 400$;
Вывод:
На сегодняшний день Poket Wizzard остаётся самым лучшим профессиональным синхронизатором. Если вы планируете всерьёз заниматься фотографией, он станет вам прекрасным помощником. Его цена полностью оправдывает себя. За эти, пусть и немаленькие деньги вы получите качество, которое не найдёте больше нигде.